Интересное

Государственные закупки

Госзаказ, аукционы, тендеры, торги за государственные...
подробнее...

Коммерческие тендеры

Закупки коммерческих предприятий за собственные или...
подробнее...

Принимаем

Разъяснения

Федеральное казначейство в связи с поступающими вопросами от органов Федерального казначейства об особенностях исполнения совместного письма Министерства экономического развития Российской Федерации и Федерального казначейства от 11.06.2010 N 42-7.4-05/10.0-374 (далее - Письмо) разъясняет.

Федеральное казначейство в связи с поступающими вопросами от органов Федерального казначейства об особенностях исполнения совместного письма Министерства экономического развития Российской Федерации и Федерального казначейства от 11.06.2010 N 42-7.4-05/10.0-374 (далее - Письмо) разъясняет.
1. В соответствии со статьей 25 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" Федеральное казначейство, как федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, с 01.01.2011 будет наделено полномочиями по выдаче представителям заказчиков сертификатов ключей ЭЦП для целей размещения заказов путем проведения открытых аукционов в электронной форме в соответствии с главой 3.1 "Размещение заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме" (далее - Глава 3.1) Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ), необходимых для работы на официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (далее - Официальный сайт), внедрение которого будет осуществлено с 01.01.2011.

Вместе с тем, до 01.01.2011 согласно положениям части 32.1 статьи 65 Закона N 94-ФЗ для заказчиков должна быть обеспечена возможность осуществлять размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд субъектов Российской Федерации или муниципальных нужд путем проведения открытого аукциона в электронной форме в соответствии с Главой 3.1 Закона N 94-ФЗ. Требованиями указанной главы устанавливается обязательное применение заказчиками электронной цифровой подписи на электронных площадках, операторы которых определены Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 32 статьи 65 Закона N 94-ФЗ.
Работа заказчиков с Официальным сайтом, в том числе размещение информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг на электронных торговых площадках, ссылка на которые будет доступна на Официальном сайте, будет возможна только с использованием сертификатов ключей ЭЦП единого нового образца, доведенного до органов Федерального казначейства Письмом.
Учитывая изложенное, Федеральное казначейство обращает внимание органов Федерального казначейства на необходимость активизации работ в соответствии с ранее направленным Письмом по осуществлению органами Федерального казначейства с 22.06.2010 выдачи сертификатов ключей ЭЦП представителям заказчиков согласно проекту совместного приказа Министерства экономического развития Российской Федерации и Федерального казначейства "Об утверждении Порядка регистрации пользователей и пользования официальным сайтом Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Порядок).
Основанием для выдачи органами Федерального казначейства сертификатов ключей ЭЦП заказчикам (далее - регистрация заказчиков) при их обращении в органы Федерального казначейства до 01.01.2011 является договор об обмене электронными документами между органом Федерального казначейства и заказчиком (далее - Договор).
Орган Федерального казначейства до 01.01.2011 заключает Договор с заказчиком только при представлении заказчиком документов, предусмотренных проектом Порядка.
2. Прием и проверка представленных заказчиком предусмотренных проектом Порядка документов на соответствие требованиям проекта Порядка, формирование реестровых записей, содержащих информацию об организации, регистрация реестровых записей с присвоением уникального учетного номера, направление в Федеральное казначейство зарегистрированных реестровых записей, формирование и направление соответствующему заказчику Протокола (код формы по КФД 0531805) о положительном результате проверки представленных документов с присвоенным уникальным учетным номером реестровой записи, осуществляется отделами ведения федеральных реестров (при их отсутствии - отделами расходов) управлений Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации (далее - Управление) или подведомственных им отделений (далее - Отделение).

3. Управление (Отделение) для регистрации заказчиков принимает от заказчика Сведения об организации по форме согласно приложению N 1 к проекту Порядка (далее - Сведения об организации) и подтверждающие документы, предусмотренные пунктом 2.2 проекта Порядка (далее - подтверждающие документы) с учетом положений пункта 2.4. проекта Порядка на бумажном носителе в одном экземпляре.

При наличии Договора Управление (Отделение) для регистрации заказчика принимает от заказчика Сведения об организации и подтверждающие документы посредством системы электронного документооборота Федерального казначейства (далее - СЭД) в виде электронного документа с ЭЦП руководителя заказчика (или иного уполномоченного лица).
Также Управление (Отделение) одновременно со Сведениями об организации в соответствии с проектом Порядка принимает от заказчика на бумажном носителе Карточку образцов подписей к лицевым счетам или Карточку образцов подписей к лицевому счету для учета операций неучастника бюджетного процесса, оформленную и подписанную в установленном Федеральным казначейством порядке (далее - Карточка образцов подписей).
4. Проверка представленных заказчиком Сведений об организации и подтверждающих документов на соответствие требованиям проекта Порядка, с учетом обязательного проведения правовой экспертизы представленных документов юридическими отделами управлений Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации (далее - Управление) или подведомственных им отделений (далее - Отделение), осуществляется Управлениями (Отделениями) в течение одного рабочего дня после представления Сведений об организации в Управление (Отделение).

При поступлении в Управление (Отделение) от заказчика федерального уровня, включенного в часть сводного реестра главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета, главных администраторов и администраторов доходов федерального бюджета, главных администраторов и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета содержащую сведения, составляющие государственную тайну, Сведений об организации, не содержащих сведения, составляющие государственную тайну, Управление (Отделение) осуществляет обработку Сведений об организации и формирование соответствующей реестровой записи в локальной вычислительной сети.
При поступлении в Управление (Отделение) от заказчика Сведений об организации, содержащих сведения, составляющие государственную тайну или информацию ограничительного распространения, Управление (Отделение) не позднее третьего рабочего дня, следующего за днем принятия от заказчика Сведений об организации, осуществляет возврат Сведений об организации в установленном порядке с приложением Протокола (код формы по КФД 0531805) с указанием причины возврата - "Неверное оформление Сведений об организации".
При поступлении в Управление (Отделение) от заказчика федерального уровня, реквизиты которого отсутствуют в сводном реестре главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета, главных администраторов и администраторов доходов федерального бюджета, главных администраторов и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета (далее - Сводный реестр), Сведений об организации Управление (Отделение) не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия от заказчика Сведений об организации, направляет в Федеральное казначейство (Управление) Запрос на подтверждение Сведений об организации. В случае отсутствия реквизитов заказчика федерального уровня в Сводном реестре Федеральное казначейство направляет поступивший из Управления Запрос на подтверждение Сведений об организации соответствующему главному распорядителю средств федерального бюджета (далее - главный распорядитель).
4.1. Управление (Отделение) осуществляет возврат Сведений об организации:

не позднее третьего рабочего дня, следующего за днем принятия от заказчика Сведений об организации - в случае:
отрицательного результата проверки Сведений об организации и (или) подтверждающих документов;
отсутствия заказчика бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета, бюджета территориального государственного внебюджетного фонда) - в соответствующем Перечне главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств, главных администраторов и администраторов источников финансирования дефицита бюджета, главных администраторов и администраторов доходов бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета) (код формы по КФД 0531751) (далее - Перечень участников бюджетного процесса) и (или) в Перечне участников бюджетного процесса соответствующего бюджета, лицевые счета которых не открыты в органах Федерального казначейства (далее - Дополнительный перечень участников бюджетного процесса);
не позднее третьего рабочего дня, следующего за днем поступления в орган Федерального казначейства Уведомления о подтверждении (об аннулировании) Запроса на подтверждение - в случае:
аннулирования финансовым органом субъекта Российской Федерации (муниципального образования) Запроса на подтверждение Сведений об организации, представленных организацией, имеющей долю государственного участия, унитарным предприятием,
аннулирования органом, осуществляющим ведение Реестра федерального имущества, органом, осуществляющим ведение Реестра субъектов естественных монополий, Запроса на подтверждение Сведений об организации, в случае принадлежности указанной в соответствующих Сведениях об организации вышестоящей организации к федеральному уровню;
аннулирования главным распорядителем поступившего из Федерального казначействам Запроса на подтверждение.
Управление (Отделение) при возврате Сведений об организации:
регистрирует в установленном Федеральным казначейством порядке соответствующие документы в Журнале регистрации неисполненных документов (код формы по КФД 0531804);
в случае представления Сведений об организации и подтверждающих документов на бумажном носителе - возвращает представившему указанные документы заказчику несоответствующие установленным требованиям Сведения об организации на бумажном носителе и прилагаемые к ним подтверждающие документы с указанием в Протоколе причины возврата;
в случае представления документов в электронном виде с применением электронного документооборота - формирует и направляет заказчику, представившему документы, Протокол в виде электронного документа с указанием причины возврата.
4.2. В случае положительного результата проверки Сведений об организации и подтверждающих документов, представленных на бумажном носителе, Управление (Отделение) не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия от заказчика Сведений об организации, осуществляет ввод в информационную систему Управления (Отделения) проверенных Сведений об организации и предусмотренной пунктом 2.14 проекта Порядка информации о реквизитах счетов, на которые должны поступать средства участников размещения заказа (далее - Информация о реквизитах счетов), при этом формируется реестровая запись.

Ввод в информационную систему Информации о реквизитах счетов осуществляется Управлением (Отделением) в случае, если заказчику, являющемуся участником бюджетного процесса федерального уровня или субъекта Российской Федерации (муниципального образования), в Управлении (Отделении) открыт лицевой счет для учета операций со средствами, поступающими во временное распоряжение федерального бюджетного учреждения и/или лицевой счет получателя бюджетных средств (за исключением случаев отражения на указанном счете только сумм по возврату дебиторской задолженности, восстановленных кассовых выплат, источником финансового обеспечения которых являются субсидии (субвенции), предоставленные из федерального бюджета). При открытии заказчику в Управлении (Отделении) двух указанных выше лицевых счетов Управлением (Отделением) осуществляется ввод в информационную систему Информации о реквизитах указанных счетов. В случае не открытия указанным заказчикам в Управлении (Отделении) поименованных выше счетов Управление (Отделение) при вводе в информационную систему проверенных Сведений об организации поля, предназначенные для заполнения показателей Информации о реквизитах счетов, не заполняет.
Отделение не позднее 15 часов 00 минут местного времени рабочего дня, следующего за днем принятия от заказчика Сведений об организации, направляет сформированные реестровые записи в электронном виде с ЭЦП работника Отделения по существующим каналам связи в Управление. Отделение проверяет своевременность доставки реестровых записей до Управления. Проверка отсутствия искажений при доставке реестровых записей из Отделения в Управление осуществляется в автоматизированном режиме.
4.3. Управление не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия Управлением от заказчика Сведений об организации и (или) получения от Отделения в электронном виде реестровых записей, обеспечивает:

регистрацию реестровых записей со Сведениями об организации и Информацией о реквизитах счетов (при наличии) в информационной системе Управления с присвоением уникального учетного номера;
формирование Протокола о положительном результате проверки представленных документов с присвоенным уникальным учетным номером реестровой записи и направление указанного Протокола:
заказчику, реестровая запись по которому сформирована Управлением;
Отделениям для последующего доведения Протокола до соответствующего заказчика, реестровая запись по которому сформирована Отделением (не позднее рабочего дня, следующего за днем получения от Управления Протокола);
не позднее 17 часов 00 минут местного времени направление зарегистрированных реестровых записей в электронном виде с ЭЦП работника Управления по существующим каналам связи в Федеральное казначейство. Управление проверяет своевременность доставки реестровых записей до Федерального казначейства. Проверка отсутствия искажений при доставке реестровых записей из Управления в Федеральное казначейство осуществляется в автоматизированном режиме.
4.4. В случае направления органом Федерального казначейства в соответствующий финансовый орган субъекта Российской Федерации (муниципального образования) Запроса на подтверждение Сведений об организации, представленных унитарным предприятием, или в случае направления органом Федерального казначейства в соответствующий финансовый орган субъекта Российской Федерации Запроса на подтверждение Сведений об организации, представленных организацией, имеющей долю государственного участия, или в случае направления органом Федерального казначейства Запроса на подтверждение в Федеральное казначейство регистрация реестровых записей со Сведениями об организации с присвоением уникального учетного номера, направление в Федеральное казначейство зарегистрированных реестровых записей, формирование и направление Протокола осуществляется Управлением не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления в орган Федерального казначейства Уведомления о подтверждении (об аннулировании) Запроса на подтверждение.

4.5. Выдача заказчикам сертификатов ключей ЭЦП осуществляется Управлением (Отделением) в порядке, установленном Регламентом по организации выдачи пользователям общероссийского официального сайта сертификатов ключей электронных цифровых подписей, приведенном в приложении 5 к проекту Порядка.

5. Регистрация государственных и муниципальных организаций, поименованных в пункте 1.2. проекта Порядка (далее - организации), осуществляется в порядке и сроки, аналогичные порядку и срокам, установленным в настоящем письме.

6. В целях обеспечения работы заказчиков и организаций на Официальном сайте органы Федерального казначейства обеспечивают до 01.01.2011 проведение необходимых мероприятий, осуществляемых в соответствии с составленными органами Федерального казначейства совместно с заказчиками и организациями календарными планами-графиками по выдаче сертификатов ключей ЭЦП единого нового образца, направленные на регистрацию заказчиков и организаций для замены старых сертификатов ключей ЭЦП на сертификаты ключей ЭЦП единого нового образца или для выдачи сертификатов ключей ЭЦП единого нового образца.

Кроме того, органам Федерального казначейства следует организовать с заказчиками и организациями проведение совещаний по вопросам выдачи сертификатов ключей ЭЦП единого нового образца.
С 01.08.2010 органы Федерального казначейства прекращают выдачу старых сертификатов ключей ЭЦП и переходят к выдаче в установленном порядке сертификатов ключей ЭЦП единого нового образца, как для внутренних, так и для внешних пользователей.
До 01.09.2010 органы Федерального казначейства, являющиеся заказчиками, обеспечивают получение сертификатов ключей ЭЦП единого нового образца.
Во исполнение вышеуказанных положений Федеральное казначейство рекомендует органам Федерального казначейства довести соответствующую информацию до своих клиентов, в первую очередь - до клиентов федерального уровня, с целью обеспечения заключения Договоров и выдачи сертификатов ключей ЭЦП единого нового образца.
Кроме того органам Федерального казначейства следует обеспечить направление в финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, территориальные органы государственных внебюджетных фондов информации о порядке выдачи органами Федерального казначейства сертификатов ключей ЭЦП единого нового образца и соответствующих разъяснений о том, что законодательством Российской Федерации на заказчиков и организации не возложена обязанность по получению сертификатов ключей ЭЦП до 01.01.2011 исключительно в органах Федерального казначейства, и что получение указанных сертификатов ключей ЭЦП в органах Федерального казначейства до 01.01.2011 осуществляется в добровольном порядке на основании Договора.
Одновременно Федеральное казначейство поручает довести до сведения финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, территориальных органов государственных внебюджетных фондов информацию о том, что несвоевременное получение заказчиками сертификатов ключей ЭЦП единого нового образца приведет к невозможности с 01.01.2011 работы заказчиков на Официальном сайте и размещения заказов путем проведения открытых аукционов в электронной форме в случае, если товары, работы, услуги включены согласно части 4.2 статьи 10 Закона N 94-ФЗ в установленные Правительством Российской Федерации Перечни товаров, работ, услуг, размещение заказов соответственно на поставки, выполнение, оказание которых осуществляются путем проведения аукциона.
В дополнение Федеральное казначейство сообщает об открытии на Форуме официального сайта Федерального казначейства нового раздела "Подготовка к ведению Официального сайта", предназначенного для разъяснения вопросов, возникающих при выдаче сертификатов открытых ключей ЭЦП единого нового образца в соответствии с проектом Порядка, и вопросов по функционированию соответствующего прикладного программного обеспечения.

 

Р.Е. Артюхин

"О применении части 2.1. статьи 11 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд"

Письмо Министерства экономического развития и торговли РФ, Федеральной антимонопольной службы, Федерального дорожного агентства и Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству
от 25 декабря 2007 г. NN 20320-АП/Д04, АЦ/25728, 01-24/11859, ВБ-4731/01
"О применении части 2.1. статьи 11 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд"

В связи с возникающими в правоприменительной практике вопросами о применении части 2.1 статьи 11 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон) Минэкономразвития России, Росстрой, ФАС России и Росавтодор сообщают.
В соответствии с частью 2.1 статьи 11 Закона при размещении заказа на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства путем проведения аукциона, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) составляет пятьдесят миллионов рублей и более, заказчик, уполномоченный орган вправе установить участникам размещения заказа требование выполнения ими за последние пять лет, предшествующие дате окончания срока подачи заявок на участие в аукционе, работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, относящихся к той же группе, подгруппе или одной из нескольких групп, подгрупп работ, на выполнение которых размещается заказ, в соответствии с номенклатурой товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, утверждаемой Минэкономразвития России, стоимость которых составляет не менее чем двадцать процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится аукцион. При этом учитывается стоимость всех выполненных участником размещения заказа (с учетом правопреемственности) работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту одного из объектов капитального строительства (по выбору участника размещения заказа).
В настоящее время номенклатура товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд Минэкономразвития России не утверждена.
До утверждения указанной номенклатуры заказчики, уполномоченные органы самостоятельно принимают решения при определении требований к участникам размещения заказа, устанавливаемых в соответствии с частью 2.1 статьи 11 Закона. Вместе с тем, в целях недопущения необоснованного ограничения количества участников размещения заказа Минэкономразвития России, Росстрой, ФАС России и Росавтодор считают целесообразным для определения указанных требований руководствоваться следующими критериями отнесения работ к соответствующим группам и подгруппам:

Группа

Работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту любых объектов капитального строительства

Подгруппа

Работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту особо опасных и технически сложных объектов капиталы строительства

Подгруппа

Работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту иных объектов капитального строительства (включая уникальные объекты капитального строительства), не отнесенных к особо опасным и технически сложным

Подгруппа

Работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строитель (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки)

Отнесение объектов к особо опасным, технически сложным, уникальным объектам капитального строительства, а также отнесение к объектам капитального строительства осуществляется в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.

Статс-секретарь - заместитель 
Министра экономического развития 
и торговли Российской Федерации

А.В. Попова

Статс-секретарь - заместитель 
Руководителя Федеральной 
антимонопольной службы

А.Ю. Цариковский

Руководитель 
Федерального дорожного агентства

О.В. Белозеров

И. О. Руководителя 
Федерального агентства по строительству 
и жилищно-коммунальному хозяйству

В.В. Бланк

"О применении норм Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" в рамках программы дополнительного лекарственного обеспечения"

Письмо Министерства экономического развития и торговли РФ, Министерства здравоохранения и социального развития РФ и Федеральной антимонопольной службы РФ
от 31 октября 2007 г. NN 16811-АП/Д04, 8035-ВС и /ИА/ 20555
"О применении норм Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" в рамках программы дополнительного лекарственного обеспечения"

В связи с возникающими вопросами о применении норм Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" в рамках программы дополнительного лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан Минэкономразвития России, Минздравсоцразвития России и ФАС России направляют настоящие разъяснения по отдельным вопросам.

Вопрос 1. Допускается ли применение процедуры запроса котировок или размещение заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) при размещении заказов на поставки товаров (выполнение работ, оказание услуг), включенных в Перечень товаров (работ, услуг), размещение заказов на поставки (выполнение, оказание) которых осуществляется путем проведения аукциона (далее - Перечень), утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2007 г. N 609-р?

Ответ. В соответствии с частью 4 статьи 10 Закона перечни товаров, работ, услуг, размещение заказов соответственно на поставки, выполнение, оказание которых осуществляются путем проведения аукциона, устанавливаются Правительством Российской Федерации. В случае, если товары, работы, услуги включены в указанные перечни, размещение заказов на поставки таких товаров, выполнение таких работ, оказание таких услуг для государственных или муниципальных нужд путем проведения конкурса не допускается. Фармацевтические препараты, медицинские химические вещества и лекарственные растительные продукты (код 2423000 по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКДП) ОК 004-93) включены в указанный Перечень.
При этом Законом не установлен запрет на возможность размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, включенных в такие перечни, путем проведения запроса котировок в случае, если цена государственного или муниципального контракта не превышает 500 тыс. руб. или у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) в случаях, предусмотренных статьей 55 Закона.
Таким образом, заказчик вправе осуществлять размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, включенных в Перечень путем проведения запроса котировок в случае, если цена государственного или муниципального контракта не превышает 500 тысяч рублей или у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) в случаях, предусмотренных статьей 55 Закона.

Вопрос 2. Каким образом необходимо указывать предмет аукциона при размещении заказа на поставку лекарственных средств - по международному непатентованному наименованию (МНН) или по торговому наименованию?

Ответ. В соответствии с письмом Федерального агентства по здравоохранению и социального развития (далее - Росздрав) от 15.10.2007 N 1003/048743П, размещение заказов на поставку лекарственных средств Росздравом и органами здравоохранения субъектов Российской Федерации осуществляется по международным непатентованным наименованиям. При этом в соответствии с указанным письмом, различные торговые наименования инсулинов, а также циклоспорина несовместимы между собой и не взаимозаменяемы. В письме от 16.10.2007 N АЦ/19080 ФАС России разъяснила, что по указанным основаниям размещение заказа на поставку циклоспорина и инсулинов может производиться с указанием торговых наименований без сопровождения их словами "или эквивалент", в соответствии с частью 3 статьи 34 Закона.
Таким образом, размещение заказа на поставку лекарственных средств должно осуществляться по международным непатентованным наименованиям. Исключение составляют инсулины и циклоспорин, размещение заказов на поставку которых может осуществляться по торговым наименованиям.

Вопрос 3. Каким образом следует формировать лоты на поставку лекарственных средств (или можно ли объединять различные лекарственные средства в один лот)?

Ответ. В соответствии с частью 2.1 статьи 10 Закона при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг путем проведения торгов могут выделяться лоты, в отношении которых в извещении о проведении аукциона, в документации об аукционе отдельно указываются предмет, начальная (максимальная) цена, сроки и иные условия поставки товаров, выполнения работ или оказания услуг.

Согласно частям 1, 2 статьи 34 Закона документация об аукционе должна содержать требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. Документация об аукционе разрабатывается заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией и утверждается заказчиком, уполномоченным органом.
Таким образом, заказчик самостоятельно принимает решение при формировании лотов на поставки лекарственных средств, в том числе, в отношении предмета размещаемого заказа, включая форму выпуска лекарственного средства (ампулы, таблетки и т.д.), начальной (максимальной) цены контракта, сроков и иных условий поставки товаров, выполнения работ или оказания услуг с учетом ограничений, установленных законодательством.

В соответствии с частью 3 статьи 17 Федерального закона от 26 июля 2007 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов путем включения в состав лотов продукции (товаров, работ, услуг), технологически и функционально не связанной с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов.
При формировании лотов на поставку лекарственных средств по программе дополнительного лекарственного обеспечения в 2008 году следует исходить из следующего:
- заказчику следует избегать укрупнения лотов, в связи с тем, что любое объединение различных лекарственных средств в один лот, потенциально ведет к снижению количества участников торгов;
- не следует объединять в один лот лекарственных препаратов, входящих в различные группы, в соответствии с Перечнем лекарственных средств, отпускаемых по рецептам врача (фельдшера) при оказании дополнительной бесплатной помощи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 18 сентября 2006 г. N 665 (далее - Перечень);
- не следует объединять лекарственное средство в один лот с другим лекарственным средством, в случае если по его международному непатентованному наименованию зарегистрировано только одно торговое наименование.
- не следует объединять в один лот наркотические или психотропные средства с иными лекарственными средствами. Наркотические или психотропные средства допускается объединять в один лот соответственно с наркотическими и/или психотропными средствами, относящимися к одной группе согласно вышеупомянутому Перечню;
- в случае размещения заказа на поставку лекарственного средства, которое согласно Перечню относится к группе XXX "Средства, применяемые по решению врачебной комиссии, утвержденному главным врачом лечебно-профилактического учреждения", либо к группам "Прочие ..." по каждому МНН формируется отдельный лот;
- в случае размещения заказа по торговому наименованию (допускается для инсулинов и циклоспоринов), по каждому торговому наименованию следует формировать отдельный лот.

Вопрос 4. Каким образом определять одноименность лекарственных средств для принятия решения о возможности проведения совместных торгов, применения запроса котировок или размещения заказа у единственного поставщика в соответствии с пунктом 16 части 2 статьи 55 Закона?

Ответ. В соответствии с частью 6.1 статьи 10 Закона под одноименными товарами, одноименными работами, одноименными услугами понимаются товары, работы, услуги, относящиеся к одной группе товаров, работ, услуг в соответствии с номенклатурой товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов (Минэкономразвития России).
В настоящее время Минэкономразвития России осуществляет разработку номенклатуры. До ее утверждения одноименность лекарственных средств допустимо определять исходя из группировок в соответствии с вышеупомянутым Перечнем (одноименными являются лекарственные средства, включенные в одну группировку в соответствии с Перечнем).

Вопрос 5. Можно ли без проведения нового аукциона увеличить объем закупаемых лекарственных средств, если по результатам аукциона возникла экономия?

Ответ. Если в результате проведения аукциона произошло снижение цены контракта от начальной (максимальной) цены контракта, то увеличение объема закупаемых лекарственных средств на сумму в пределах возникшей экономии без проведения нового аукциона возможно следующим образом:
Согласно части 6.5 статьи 9 Закона при заключении контракта заказчик по согласованию с участником, с которым заключается такой контракт, вправе увеличить количество поставляемого товара на сумму, не превышающую разницы между ценой контракта, предложенной таким участником, и начальной (максимальной) ценой контракта (ценой лота), если такое право заказчика предусмотрено конкурсной документацией, документацией об аукционе. При этом цена единицы указанного товара не должна превышать цену единицы товара, определяемую как частное от деления цены контракта, указанной в заявке на участие в конкурсе или предложенной участником аукциона, с которым заключается контракт, на количество товара, указанное в извещении о проведении открытого конкурса или открытого аукциона.

Пример 1. Заказчик разместил заказ на приобретение ацетилсалициловой кислоты в количестве 1000 упаковок, с начальной (максимальной) ценой контракта, составляющей 5000 рублей. В результате проведения аукциона определился победитель, который предложил поставить 1000 упаковок ацетилсалициловой кислоты по цене 3000 рублей. Применяя часть 6.5 статьи 9 Закона, заказчик по согласованию с участником вправе при заключении контракта увеличить количество закупаемых упаковок ацетилсалициловой кислоты на любое количество, но так, чтобы итоговая стоимость контракта не превышала 5000 рублей, а цена одной упаковки - равнялась 3 рублям за упаковку (3000 рублей : 1000 упаковок = 3 рубля за упаковку). Таким образом, заказчик по согласованию с участником, с которым заключается контракт, вправе подписать контракт на большее количество упаковок ацетилсалициловой кислоты по цене 3 рубля за упаковку, на общую сумму не более 5000 рублей. В указанном примере за "единицу товара" принята 1 упаковка.

Пример 2. Заказчик разместил заказ на приобретение нескольких лекарственных средств (например, 1000 упаковок диклофенака и 2000 упаковок ибупрофена) или одного лекарственного средства, но в разных упаковках либо формах (например, 1000 упаковок диклофенака в таблетках и 2000 упаковок диклофенака в ампулах) с начальной (максимальной) стоимостью 8000 рублей. В этом случае, за единицу товара необходимо принимать, в первом случае - 1 упаковку ацетилсалициловой кислоты и 2 упаковки анальгина во втором - 1 упаковку анальгина в таблетках и 2 упаковки анальгина в ампулах. Количество в обоих случаях составляет - 1000 единиц. В результате проведения аукциона определился победитель, который предложил поставить 1000 единиц товара по цене 6000 рублей. Применяя часть 6.5 статьи 9 Закона, заказчик по согласованию с участником вправе при заключении контракта увеличить количество закупаемых лекарств на любое количество, но так, чтобы итоговая стоимость контракта не превышала 8000 рублей, а цена одной единицы - равнялась 6 рублей за единицу (6000 рублей : 1000 единиц = 6 рублей за единицу). Таким образом, заказчик по согласованию с участником, с которым заключается контракт, вправе подписать контракт на большее количество поставляемых лекарств по цене 6 рублей за единицу, на общую сумму не более 8000 рублей.

То есть, в случае если в состав лота входят различные лекарственные средства, то при дозакупке в соответствии с частью 6.5 статьи 9 Закона, должна соблюдаться изначальная пропорция всех видов лекарственных средств, входящих в лот. Таким образом, если в лот включено несколько лекарственных средств, то заказчик не вправе докупить один из видов лекарственных средств, вошедших в лот, не дозакупая пропорционально другие.

В случае, если заказчик планирует осуществлять дозакупку в соответствии с частью 6.5 статьи 9 Закона, в документации об аукционе заказчику следует установить, что именно принимается за единицу товара в лоте, т.е. указать в какой пропорции закупаются различные лекарственные средства, лекарственные формы.

Вопрос 6. Возможно ли изменение суммы государственного или муниципального контракта в рамках 10%, и каким образом?

Ответ. Согласно части 2.1. статьи 10 Закона в случае выделения при проведении торгов лотов государственный или муниципальный контракт заключается в отношении каждого лота.
В соответствии с частью 6 статьи 9 Закона в случае, если это предусмотрено документацией об аукционе, при изменении потребности заказчик по согласованию с поставщиком в ходе исполнения контракта вправе изменить не более чем на десять процентов количество всех предусмотренных контрактом лекарственных средств. При поставке дополнительного количества таких лекарственных средств, заказчик по согласованию с поставщиком вправе изменить первоначальную цену контракта пропорционально количеству лекарственных средств, но не более чем на десять процентов такой цены контракта, а при внесении соответствующих изменений в контракт в связи с сокращением потребности в поставке заказчик обязан изменить цену контракта указанным образом. Цена единицы дополнительно поставляемых лекарственных средств и цена единицы лекарственных средств при сокращении потребности в поставке должны определяться как частное от деления первоначальной цены контракта на предусмотренное в контракте количество единиц такого товара. При этом, в случае если в состав лота входят различные лекарственные средства, то при изменении объема закупки, должна соблюдаться изначальная пропорция всех видов лекарственных средств, входящих в лот. Порядок определения единицы показан на примерах в ответе на Вопрос N 5 настоящих разъяснений.

Вопрос 7. В случае, если заказчик не имеет возможности определить необходимое количество требуемых лекарственных средств, возможно ли размещение заказа на их поставку путем проведения аукциона с указанием начальной (максимальной) цены за единицу таких средств (мг, мл ЕД)?

Ответ. Вступивший в силу с 1 октября 2007 года Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 218-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрел возможность выполнения работ, оказания услуг по цене единицы услуги и (или) работы исходя из объема фактически оказанных услуг, выполненных работ в случае, если осуществляется выполнение работ по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования, оказание услуг связи или юридических услуг.
В отношении поставок лекарственных средств Закон подобной возможности не предусматривает, таким образом, проведение процедур размещения заказа с указанием начальной (максимальной) цены за единицу лекарственного средства без указания объема поставляемых лекарственных средств не допускается.

Вопрос 8. Каковы возможные инструменты защиты интересов государственных и муниципальных заказчиков от действий недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по государственным и муниципальным контрактам?

Ответ. В целях защиты интересов государственных и муниципальных заказчиков от рисков, связанных с действиями недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) при заключении и исполнении государственных и муниципальных контрактов, Законом предусмотрен ряд защитных механизмов.
Закон предусматривает возможность установления со стороны заказчика, уполномоченного органа требования о внесении денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе или аукционе. Размер данного обеспечения может устанавливаться в пределах пяти процентов от начальной цены контракта (часть 4 статьи 20 и часть 5 статьи 32 Закона).

В случае уклонения участника размещения заказа от заключения контракта денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе и аукционе, не возвращаются.
Закон предусматривает возможность установления со стороны заказчика, уполномоченного органа требования обеспечения исполнения государственного или муниципального контракта. Размер обеспечения может устанавливаться в пределах тридцати процентов от начальной цены контракта (пункт 14 часть 3 статьи 21 и пункт 7 части 3 статьи 33 Закона). В случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает пятьдесят миллионов рублей, заказчики и уполномоченные органы обязаны устанавливать требование обеспечения исполнения контракта в размере от десяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), но не менее, чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса) (пункт 15.2 части 4 статьи 22 Закона). В случае установления обеспечения исполнения контракта, такой контракт заключается только после предоставления участником конкурса или аукциона, с которым заключается контракт, банковской гарантии, страхования ответственности по контракту или передачи заказчику в залог денежных средств, в том числе, в форме вклада (депозита) в размере обеспечения исполнения контракта (способ обеспечения исполнения контракта определяется таким участником самостоятельно).
Представление обеспечения исполнения контракта в виде банковской гарантии или страхования ответственности по контракту косвенным образом подтверждает возможность поставщика (подрядчика, исполнителя) успешно исполнить свои контрактные обязательства. Это обуславливается тем, что финансовые и страховые организации, предлагая указанные виды обеспечений, принимают на себя финансовые риски поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по контрактам и, в этой связи, вынуждены осуществлять многоаспектную проверку таких поставщиков (подрядчиков, исполнителей) на предмет наличия у них соответствующих финансовых и трудовых ресурсов, технологического оборудования и других составляющих для производства товаров, выполнения работ и оказания услуг, являющихся предметом контракта.
Отдельно обращаем внимание на то, что установление авансовых платежей по государственным или муниципальным контрактам является правом, но не обязанностью заказчика, уполномоченного органа (если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации).

С учетом того, что получение авансового платежа является в некоторых случаях основной целью заключения контракта со стороны недобросовестного поставщика (подрядчика, исполнителя), необходимость их установления должна тщательно анализироваться в каждом конкретном случае.
При размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд путем проведения открытого или закрытого конкурса, конкурсная документация должна содержать установленные заказчиком, уполномоченным органом требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика (часть 2 статьи 22 Закона), а также требования к описанию участниками размещения заказа поставляемого товара, работ, услуг, являющихся предметом конкурса, и их характеристик (пункт 2 части 4 статьи 22 Закона).

Если заявка на участие в конкурсе, поступившая от участника размещения заказа, содержит сведения о предлагаемых товарах, работах, услугах, которые не соответствуют каким-либо требованиям и показателям, установленным в конкурсной документации, такая заявка отклоняется конкурсной комиссией на этапе рассмотрения заявок на участие в конкурсе как несоответствующая требованиям конкурсной документации.
В этой связи следует учитывать, что от того, насколько ответственно, обоснованно и внимательно заказчик, уполномоченный орган устанавливает в конкурсной документации вышеуказанные требования и показатели, в большой степени зависят итоги конкурсов и последующее исполнение контрактов.
В отношении аукционов (открытых и закрытых) и запросов котировок как самостоятельных способах размещения заказов Законом предусмотрены аналогичные нормы.
Отдельно следует отметить, что в соответствии с частью 12 статьи 9 Закона в государственные и муниципальные контракты включается обязательное условие о порядке осуществления заказчиком приемки поставляемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг на соответствие их количества, комплектности, объема и качества требованиям, установленным в таком контракте.
Вышеуказанные положения Закона позволяют заказчикам, уполномоченным органам путем правильной подготовки конкурсной документации (документации об аукционе, запроса котировок) гарантировать поставки товаров (выполнение работ, оказание услуг), качество которых соответствует (или превышает) требованиям заказчика, уполномоченного органа.
Наряду с обеспечением исполнения контракта Закон предусматривает включение в государственный и муниципальный контракт обязательного условия об ответственности поставщика (исполнителя, подрядчика) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного государственным или муниципальным контрактом (часть 10 статьи 9 Закона).
Закон предусматривает право заказчика потребовать уплату неустойки (штрафа, пеней) в случае просрочки исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательства, предусмотренного государственным или муниципальным контрактом. Размер такой неустойки (штрафа, пеней) устанавливается государственным или муниципальным контрактом в размере не менее одной трехсотой действующей на день уплаты неустойки (штрафа, пеней) ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

В этой связи, обращаем внимание на необходимость установления в контрактах обязательной ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение или ненадлежащее исполнение ими своих контрактных обязательств - ответственность в виде неустойки (штрафа, пени) следует устанавливать в размере не менее одной трехсотой действующей на день уплаты неустойки (штрафа, пеней) ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
В ряде случаев эффективному и своевременному исполнению государственных и муниципальных контрактов способствует установление этапов поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг по государственным и муниципальным контрактам.
Поэтапная приемка товаров, результатов работ или услуг позволяет заказчикам эффективно отслеживать ход исполнения контрактов со стороны поставщиков (подрядчиков, исполнителей), поддерживать необходимый уровень контроля за действиями поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в полном объеме использовать механизмы ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за ненадлежащее исполнение или неисполнение условий контрактов.
Отдельным механизмом, призванным обеспечивать защиту государственных и муниципальных заказчиков от действий (бездействий) недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) при заключении и исполнении государственных и муниципальных контрактов, является реестр недобросовестных поставщиков.

В реестр недобросовестных поставщиков включаются сроком на 2 года сведения об участниках размещения заказа, уклонившихся от заключения государственного или муниципального контракта, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми государственные или муниципальные контракты расторгнуты в связи с существенным нарушением ими государственных или муниципальных контрактов (часть 2 статьи 19 Закона).
Заказчик, уполномоченный орган вправе в конкурсной документации или в документации об аукционе установить требование к участникам размещения заказа об отсутствии сведений о таких участниках в реестре недобросовестных поставщиков (пункт 1 части 2 статьи 11 Закона), тем самым, исключив возможность участия в проводимых конкурсах или аукционах ранее признанных недобросовестными поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Вопрос 9. Каким образом заказчик может обеспечить поставку лекарственных средств в случае срыва поставщиком исполнения контракта?

Ответ. В соответствии с частью 8.2. статьи 9 Закона в случае вынесения судом определения об обеспечении иска о расторжении государственного или муниципального контракта на поставку продовольствия, средств, необходимых для оказания скорой или неотложной медицинской помощи, лекарственных средств, топлива, которые необходимы для нормального жизнеобеспечения граждан и отсутствие которых приведет к нарушению их нормального жизнеобеспечения, заказчик вправе разместить заказ на поставку таких товаров путем проведения запроса котировок независимо от цены контракта.
Контракт на поставку указанных товаров может заключаться на срок, не превышающий срока, необходимого для вынесения судебного решения и вступления его в силу, а также связанной с этим необходимостью проведения новых торгов на право заключить государственный или муниципальный контракт на поставку таких товаров. При заключении указанного контракта количество поставляемого товара не может превышать количество товара, необходимое для нормального жизнеобеспечения граждан в течение указанного срока.
Таким образом, в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств по государственному или муниципальному контракту, заказчик вправе обратится в суд с иском о расторжении такого контракта.
Согласно части 1 статьи 92 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации одновременно с исковым заявлением или в процессе производства по делу до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, заказчик вправе подать в арбитражный суд заявление об обеспечении иска. Ходатайство об обеспечении иска может быть изложено в исковом заявлении, его предметом может являться, например, приостановление действия государственного или муниципального контракта до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу.
Порядок рассмотрения арбитражным судом заявления об обеспечении иска установлен статьей 93 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Согласно части 1 указанной статьи заявление об обеспечении иска рассматривается арбитражным судом, рассматривающим дело, не позднее следующего дня после дня поступления заявления в суд без извещения сторон. Заявление об обеспечении иска рассматривается судьей единолично.
Определение арбитражного суда об обеспечении иска приводится в исполнение немедленно в порядке, установленном для исполнения судебных актов арбитражного суда.
Таким образом, в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком обязательств по государственному или муниципальному контракту заказчик вправе совершить следующие действия:
1. Обратиться в суд с иском о расторжении государственного или муниципального контракта;
2. Одновременно с иском о расторжении государственного или муниципального контракта обратиться в суд с заявлением об обеспечении иска (приостановление исполнения государственного или муниципального контракта). В соответствии с частью 1 статьи 93 АПК РФ заявление об обеспечении иска рассматривается арбитражным судом, рассматривающим дело, не позднее следующего дня после дня поступления заявления в суд без извещения сторон;
3. После вынесения судом определения об обеспечении иска заказчик вправе разместить заказ на поставку продовольствия, средств, необходимых для оказания скорой или неотложной медицинской помощи, лекарственных средств, топлива, которые необходимы для нормального жизнеобеспечения граждан и отсутствие которых приведет к нарушению их нормального жизнеобеспечения, путем проведения запроса котировок (срок размещения информации - за 4 дня) независимо от цены контракта;
4. После вступления в силу решения суда о расторжении контракта заказчик должен направить сведения о таком поставщике в реестр недобросовестных поставщиков, а также произвести удержание предоставленной ему поставщиком гарантии обеспечения обязательств.

Вопрос 10. Подпадает ли приобретение наркотических средств и психотропных веществ под действие Закона с учетом статьи 24 Федерального закона от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" определяющей, что приобретение наркотических средств и психотропных веществ для производства, изготовления, переработки, реализации, использования, в том числе в медицинских и иных целях, осуществляется юридическими лицами только в соответствии с данным Федеральным законом при наличии лицензий на указанные виды деятельности.

Ответ. Закон регулирует отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, в том числе устанавливает единый порядок размещения заказов, в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов (часть 1 статьи 1 Закона).
Наркотические средства и психотропные вещества, приобретаемые для медицинских учреждений в целях оказания ими медицинской помощи гражданам, являются государственными или муниципальными нуждами в понятии Закона. Таким образом, размещение заказов на поставку наркотических средств и психотропных веществ должно осуществляться в соответствии с Законом.

Вопрос 11. Каким образом проводить расчет начальной (максимальной) цены контракта?

Ответ. В соответствии со статьей 34 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) устанавливается заказчиком самостоятельно.
При этом при определении цены контракта (цена лота) государственный заказчик может исходить из сложившейся в субъекте Российской Федерации конъюнктуры цен на лекарственные средства и использовать зарегистрированные Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития в 2007 году предельные отпускные цен на лекарственные средства российских и иностранных организаций-производителей, отпускаемые отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи, и установленные торговые надбавки к ценам на эти лекарственные средства.

Вопрос 12. Каковы должны быть действия заказчика, если при проведении аукциона последнюю и предпоследнюю цену контракта предложил один и тот же участник аукциона и в последствие он уклоняется от заключения контракта?

Ответ. В случае, если победитель аукциона признан уклонившимся от заключения государственного или муниципального контракта, заказчик вправе обратиться в суд с требованием о понуждении победителя аукциона заключить контракт, а также о возмещении убытков, причиненных уклонением от заключения контракта, либо заключить государственный или муниципальный контракт с участником аукциона, который сделал предпоследнее предложение о цене контракта. При этом заключение государственного или муниципального контракта для участника аукциона, который сделал предпоследнее предложение о цене контракта, является обязательным. В случае уклонения победителя аукциона или участника аукциона, с которым заключается контракт, от заключения контракта, денежные средства, внесенные ими в качестве обеспечения заявки на участие в аукционе, не возвращаются. В случае уклонения участника аукциона, который сделал предпоследнее предложение о цене контракта, от заключения контракта заказчик вправе обратиться в суд с требованием о понуждении такого участника аукциона заключить контракт, а также о возмещении убытков, причиненных уклонением от заключения контракта, или принять решение о признании аукциона несостоявшимся (часть 2 статьи 38 Закона). В этом случае, согласно статье 38 Закона, заказчик вправе объявить о проведении повторного аукциона либо направить документы о проведении аукциона и признании его несостоявшимся в уполномоченные на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральный орган исполнительной власти (при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных нужд), орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд субъекта Российской Федерации или для нужд муниципального образования). По согласованию с указанным органом заказчик может принять решение о размещении заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика). Соответствующий контракт заключается с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком) на условиях, предусмотренных документацией об аукционе, и цена такого контракта не должна превышать наиболее низкую цену контракта, предложенную при проведении аукциона.
Сведения об участниках размещения заказа, уклонившихся от заключения государственного или муниципального контракта, включаются в реестр недобросовестных поставщиков (статья 19 Закона).

Вопрос 13. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 22 февраля 1992 г. N 179 "О видах продукции (работ, услуг) и отходов производства, свободная реализация которых запрещена" этиловый спирт отнесен к продукции, свободная реализация которой запрещена. Минимальная цена на этиловый спирт, включающая в себя оптовую цену, установленную организацией-изготовителем, акциз и налог на добавленную стоимость, устанавливается ФСТ России в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2001 г. N 467 "О мерах по совершенствованию государственного регулирования в сфере производства и оборота этилового спирта из пищевого сырья". Необходимо ли в данном случае применять Закон?

Ответ. Вышеуказанные нормативные правовые акты не накладывают ограничений на возможность участия организаций-изготовителей или любых иных организаций-поставщиков в размещении соответствующих заказов, таким образом, размещение заказов на поставки этилового спирта следует осуществлять в соответствии с Законом.

Вопрос 14. Возможно ли перед заключением государственного контракта потребовать у победителя аукциона предоставить заключенные договоры с аптечными учреждениями на оказание услуг по хранению и бесплатному отпуску льготной категории граждан лекарственных средств?

Ответ. Частью 2 статьи 35 Закона определено содержание заявки на участие в аукционе:
1) сведения и документы об участнике размещения заказа, подавшем такую заявку:
а) фирменное наименование (наименование), сведения об организационно-правовой форме, о месте нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), фамилию, имя, отчество, паспортные данные, сведения о месте жительства (для физического лица), номер контактного телефона;
б) полученную не ранее чем за шесть месяцев до дня размещения на официальном сайте извещения о проведении открытого аукциона выписку из единого государственного реестра юридических лиц или нотариально заверенную копию такой выписки (для юридического лица), полученную не ранее чем за шесть месяцев до дня размещения на официальном сайте извещения о проведении открытого аукциона выписку из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или нотариально заверенную копию такой выписки (для индивидуального предпринимателя), копии документов, удостоверяющих личность (для иного физического лица), надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица или государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством соответствующего государства (для иностранного лица) полученные не ранее чем за шесть месяцев до дня размещения на официальном сайте извещения о проведении открытого конкурса;
в) документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени участника размещения заказа;
2) сведения о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) и качественных характеристиках товара, о качестве работ, услуг. В случаях, предусмотренных документацией об аукционе, также копии документов, подтверждающих соответствие товара, работ, услуг требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к таким товару, работам, услугам. При этом не допускается требовать предоставление указанных документов в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации такие документы передаются вместе с товаром;
3) документы, подтверждающие соответствие участника размещения заказа установленным требованиям и условиям допуска к участию в аукционе, или копии таких документов:
а) документы, подтверждающие внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в аукционе, в случае, если в документации об аукционе содержится указание на требование обеспечения такой заявки;
б) копии документов, подтверждающих соответствие участника размещения заказа требованию, установленному пунктом 1 части 1 статьи 11 Закона, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, которые являются предметом аукциона;
в) документы, подтверждающие соответствие участника размещения заказа требованию, установленному в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 11 Закона, в случае, если такое требование установлено заказчиком, уполномоченным органом;
г) копии документов, подтверждающие соответствие участника размещения заказа требованию, установленному в соответствии с частью 3 статьи 11 Закона, в случае, если такое требование установлено Правительством Российской Федерации;
д) копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, копия акта приемки объекта капитального строительства, за исключением случая, если застройщик являлся лицом, осуществляющим строительство, - в случае, если заказчиком, уполномоченным органом установлено требование, предусмотренное частью 2.1 статьи 11 Закона.
Частью 3 статьи 35 Закона установлено, что требовать от участника размещения заказа иное, за исключением вышеуказанных (предусмотренных частью 2 статьи 25 Закона) документов и сведений, не допускается. Таким образом, требование к победителю аукциона о предоставлении им до заключения государственного или муниципального контракта заключенных договоров с аптечными учреждениями является неправомерным.

Вопрос 15. Кто должен выступать государственными заказчиками при размещении заказа на поставку в 2008 году лекарственных средств, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов в соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи"?

Ответ. В соответствии со статьей 18 Федерального закона от 18 октября 2007 г. N 230-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий" органам государственной власти субъектов Российской Федерации переданы полномочия по организации обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ, лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.
Статьей 36 указанного Федерального закона установлено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации с учетом необходимости обеспечения с 1 января 2008 года граждан лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов организуют в 2007 году, в установленные законодательством Российской Федерации сроки, размещение соответствующих государственных заказов.
Государственный заказчик, в данном случае орган государственной власти субъектов Российской Федерации, будет самостоятельно определять условия государственного контракта, включая оплату услуг, механизм поставки лекарственных средств. При этом орган государственной власти субъекта Российской Федерации может предусмотреть в условиях государственного контракта доставку лекарственных средств непосредственно до организаций, осуществляющих отпуск лекарственных средств, либо провести отдельные торги по отбору организаций, которые будут осуществлять транспортировку лекарственных средств от производителей лекарственных средств до организаций, осуществляющих их отпуск.

Вопрос 16. Источники финансирования проведения аукционов на поставку лекарственных средств, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов?

Ответ. В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 184-ФЗ "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов" Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в 2008 году направляет в бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования субвенции на финансовое обеспечение оказания социальной услуги по дополнительной бесплатной медицинской помощи в части, предусматривающей обеспечение необходимыми лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", иными федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с проектом федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов", одобренным на заседании Правительства Российской Федерации 25 октября 2007 г., указанные субвенции будут направляться территориальными фондами обязательного медицинского страхования в форме межбюджетных трансфертов в бюджеты субъектов Российской Федерации для дальнейшего их расходования на основании государственных контрактов (независимо от суммы средств, направляемых на закупку лекарственных средств, изделий медицинского назначения, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов), заключенных в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
Операции с указанными межбюджетными трансфертами, предоставляемыми из бюджетов территориальных фондов обязательного медицинского страхования в рамках исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации, должны будут учитываться на лицевых счетах, открытых получателям средств бюджетов субъектов Российской Федерации (государственным заказчикам) в территориальных органах Федерального казначейства.

Вопрос 17. Из расчета какой суммы возможно проведение в субъектах Российской Федерации аукционов на поставку и отпуск в 2008 году лекарственных средств отдельным категориям граждан?

Ответ. Частью 1 статьи 36 Федерального закона от 18 октября 2007 г. N 230-Ф3 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий" установлено, что объемы средств, направляемых в бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования, в 2008 году рассчитываются исходя из численности граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", а также из норматива финансовых затрат в размере 417 рублей на одного гражданина, получающего государственную социальную помощь в виде социальной услуги. Распределение субвенций бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на финансовое обеспечение оказания социальной услуги по дополнительной бесплатной медицинской помощи в части, предусматривающей обеспечение необходимыми лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов будет утверждено постановлением Правительства Российской Федерации, проект которого в настоящее время согласовывается с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.
Просим довести данное письмо до сведения всех подведомственных государственных и муниципальных заказчиков.

Статс-секретарь заместитель
Министра экономического развития и
торговли Российской Федерации

А.В. Попова

Заместитель Министра
здравоохранения и социального
развития Российской Федерации

В.И. Стародубов

Руководитель Федеральной
антимонопольной службы

И.Ю. Артемьев

 

Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, Минэкономразвития России не вправе давать разъяснения касательно применения законодательства Российской Федерации.

Департамент государственного регулирования в экономике Министерства экономического развития Российской Федерации рассмотрел Ваше обращение, поступившее в адрес Президента Российской Федерации, и сообщает следующее.

В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, Минэкономразвития России не вправе давать разъяснения касательно применения законодательства Российской Федерации.

Для информации сообщаем, что пунктом 2 Статьей 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон) определены категории субъектов малого и среднего предпринимательства. Средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:
- от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно для средних предприятий;
- до ста человек включительно для малых предприятий;
- до пятнадцати человек - микропредприятия;
Выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Постановлением Правительством Российской Федерации от 22 июня 2008 года N 556, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства (микропредприятия - 60 млн. рублей; малые предприятия - 400 млн. рублей; средние предприятия - 1000 млн. рублей).
Категория субъекта малого или среднего предпринимательства определяется в соответствии с наибольшим по значению условием, установленным пунктами 2 и 3 части 1
Статьи 4 Закона.

Отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд (далее - размещение заказа) регулируются Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон). Закон устанавливает единый порядок размещения заказов в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.

В соответствии с п. 1 статьи 15 Закона государственные заказчики, за исключением случаев размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд обороны страны и безопасности государства, и муниципальные заказчики обязаны осуществлять размещение заказов у субъектов малого предпринимательства в размере не менее чем десять и не более чем двадцать процентов общего годового объема поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг в соответствии с перечнем товаров, работ, услуг, установленным Правительством Российской Федерации, путем проведения торгов, запроса котировок, в которых участниками размещения заказа являются такие субъекты, а государственные заказчики в случаях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд обороны страны и безопасности государства вправе осуществлять такое размещение заказов.

В частности при размещении заказа путем проведения торгов, запроса котировок, которые предусмотрены п. 1 настоящей статьи и в которых участниками размещения заказа являются субъекты малого предпринимательства, заявки на участие в конкурсе, заявки на участие в аукционе или котировочные заявки, поданные участниками размещения заказа, не являющимися субъектами малого предпринимательства, подлежат отклонению.

В случае, если по истечении срока подачи заявок на участие в конкурсе или заявок на участие в аукционе субъектами малого предпринимательства подано менее двух заявок на участие в конкурсе или заявок на участие в аукционе, торги признаются несостоявшимися.

Следует отметить, что пунктом 6 постановления Правительства Российской Федерации от 14 ноября 2007 г. N 778 "О мерах по реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов" установлено право получателей средств федерального бюджета при заключении договоров (государственных контрактов) о поставке товаров, выполнении работ и оказании услуг, включая договоры, подлежащие оплате за счет средств, полученных от оказания платных услуг и иной приносящей доход деятельности, предусматривать авансовые платежи:
- в размере до 100 процентов суммы договора (контракта), но не более лимитов бюджетных обязательств, подлежащих исполнению за счет средств федерального бюджета в соответствующем финансовом году, - по договорам (контрактам) об оказании услуг связи, о подписке на печатные издания и об их приобретении, об обучении на курсах повышения квалификации, о приобретении авиа- и железнодорожных билетов, билетов для проезда городским и пригородным транспортом, путевок на санаторно-курортное лечение, по договорам обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств;
- в размере до 60 процентов суммы договора (контракта), но не более 60 процентов лимитов бюджетных обязательств, подлежащих исполнению за счет средств федерального бюджета в соответствующем финансовом году, - по государственным контрактам на оказание услуг по авиационным перевозкам высших должностных лиц органов государственной власти Российской Федерации, иных должностных лиц и представителей официальных делегаций, выполняемым по отдельным решениям Президента Российской Федерации;
- в размере до 30 процентов суммы договора (контракта), но не более 30 процентов лимитов бюджетных обязательств, подлежащих исполнению за счет средств федерального бюджета в соответствующем финансовом году, - по остальным договорам (контрактам), если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Кроме того, при рассмотрении вопроса об авансировании по государственным контрактам, заключенным в рамках государственного оборонного заказа, следует учитывать положения Закона в части обеспечения исполнения контрактов.
Установление авансовых платежей по государственным или муниципальным контрактам является правом, но не обязанностью заказчика (если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации), так как следует отметить, что на практике получение авансового платежа является в некоторых случаях основной целью заключения контракта со стороны недобросовестного поставщика (подрядчика, исполнителя), необходимость установления размера аванса должна тщательно анализироваться в каждом конкретном случае.

В соответствии с частью 2 статьи 9 Закона государственный и муниципальный контракт заключаются в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами с учетом положений данного Закона.
Согласно статье 22 Закона конкурсная документация должна содержать, в том числе требования к форме, срокам и порядку оплаты товара, работ, услуг. Аналогичные требования должны быть установлены в документации об аукционе (статья 34 Закона). Государственный (муниципальный) контракт заключается на условиях, указанных в поданной участником конкурса или аукциона, с которым заключается контракт, заявке на участие в конкурсе или аукционе и в конкурсной документации или документации об аукционе (часть 3 статьи 29 Закона, часть 3 статьи 38 Закона).
Таким образом, в соответствии с положениями Закона, заказчик самостоятельно принимает решение о сроках и порядке оплаты контрактов и указывает данные условия в конкурсной документации или документации об аукционе.

Согласно части 9 статьи 9 Закона в случае просрочки исполнения заказчиком обязательства, предусмотренного государственным или муниципальным контрактом, другая сторона вправе потребовать уплату неустойки (штрафа, пеней). Неустойка (штраф, пени) начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного государственным или муниципальным контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного государственным или муниципальным контрактом срока исполнения обязательства. Размер такой неустойки (штрафа, пеней) устанавливается в размере одной трехсотой действующей на день уплаты неустойки (штрафа, пеней) ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Заказчик освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пеней), если докажет, что просрочка исполнения указанного обязательства произошла вследствие непреодолимой силы или по вине другой стороны.

Таким образом, поставщик (исполнитель, подрядчик) вправе в случае несоблюдения заказчиком сроков оплаты по выполненному государственному или муниципальному контракту потребовать выплату неустойки за просрочку исполнения заказчиком обязательства, предусмотренного государственным или муниципальным контрактом.
Одновременно сообщаем, что Налоговый кодекс Российской Федерации не устанавливает ограничений на выплату дивидендов.

Заместитель директора 
Департамента государственного 
регулирования в экономике

П.В. Пустеленин

Еще статьи...

Страница 6 из 10

<< Первая < Предыдущая 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Следующая > Последняя >>