Интересное

Государственные закупки

Госзаказ, аукционы, тендеры, торги за государственные...
подробнее...

Коммерческие тендеры

Закупки коммерческих предприятий за собственные или...
подробнее...

Принимаем

Специалисты ВНИИГ им. Б.Е.Веденеева продолжают научное сопровождение возведения литой асфальтобетонной диафрагмы каменно-набросной плотины Богучанской ГЭС. В лабораторных условиях определяются физико-механические характеристики диафрагмы при различных условиях ее работы, проводятся расчеты её поведения, которые сопоставляются с результатами натурными наблюдениями.

Асфальтобетонная диафрагма представляет собой вертикальную стенку из литого асфальтобетона, расположенную посредине поперечного сечения каменно-набросной плотины (КНП) Богучанской ГЭС. Ее толщина - от 1,2 м в основании до 0,8 м на гребне плотины. В местах примыкания - внизу к цементационной галерее и на бортах - диафрагма имеет треугольное расширение до 3 м. Основная задача этого сооружения – предотвращение фильтрации через тело каменно-набросной плотины из водохранилища в нижний бьеф станции.

Помимо определения физико-механических и реологических характеристик (показывающих свойства вещества как пластичного и текучего тела), к настоящему моменту проведены специальные исследования. Например, были испытаны крупномасштабные образцы асфальтобетона на продавливание его в поры грунта, что особенно важно для литого материала.

Результаты обследований показали, что асфальтобетонная диафрагма Богучанской ГЭС при заполнении водохранилища ведет себя согласно прогнозам проектировщиков: верхняя часть диафрагмы на миллиметры временно смещается в сторону верхнего бьефа, а нижняя - в сторону нижнего бьефа. С учетом этой особенности проектом предусмотрены соответствующие уплотнения в месте сопряжения асфальтобетонной диафрагмы и торца стенки бетонной плотины. Также в результате испытаний образцов было доказано, что литой асфальтобетон не может быть выдавлен в поры контактирующего с диафрагмой слоя грунта.

В настоящее время идет сбор результатов измерений с уже установленной в теле КНП контрольно-измерительной аппаратуры, разрабатываются предложения по установке новых средств измерения и т.д. ВНИИГ ведет сбор и обработку поступающей информации. Специалистам института предстоит её обработать, произвести необходимые расчеты, дать прогноз по дальнейшему поведению диафрагмы. При необходимости будут разработаны предложения по повышению надежности работы плотины в процессе эксплуатации станции. Научное сопровождение состояния асфальтобетонной диафрагмы и других элементов ГТС Богучанской ГЭС будет продолжаться и после выхода станции на проектную мощность.

«Литая диафрагма Богучанской ГЭС – первая, возведенная в столь суровых климатических условиях, и особенности её строительства и эксплуатации представляют большой научный интерес, - рассказывает старший научный сотрудник ВНИИГ Евгений Кузнецов. - При разработке прогнозов поведения диафрагмы следует иметь в виду, что асфальтобетон, особенно литой, с физической точки зрения крайне сложный материал. Во-первых, его можно рассматривать как единое физическое тело, обладающее свойствами упругого тела и неньютоновской жидкости, вязкость которой зависит от температуры и скорости приложения нагрузки. Во-вторых, его можно рассматривать как композицию, в которой каменные частицы плавают в асфальте».

ВНИИГ им. Б.Е.Веденеева занимался изучением асфальтовых материалов и их применением в гидротехническом строительстве практически начиная со своего основания - в 20-е годы прошлого века. На рубеже 70-х и 80-х годов специалистами ВНИИГ были разработаны и обоснованы литые асфальтовые диафрагмы грунтовых плотин. Богучанская ГЭС – первый в стране гидроэнергетический объект, где проектом была предусмотрена каменно-набросная плотина с асфальтобетонной диафрагмой. Для выбора материала, конструкции и технологии строительства под руководством ВНИИГ им. Б.Е.Веденева был построен опытный фрагмент плотины на полигоне в г. Братске, и в результате опытно-производственных работ выбрана диафрагма из литого асфальтобетона. Впоследствии ВНИИГ осуществлял научное сопровождение (коррекцию исходных материалов и рецептур асфальта, уточнение технологии, методам контроля качества и т.п.) и исследование кернов, выбуренных из асфальтобетона для проведения независимого контроля качества диафрагмы.